Чудеса святого Антония

Владислав Паулин Сотовский OFMConv

Рассказы о чудесах святого Антония Падуанского передавались двумя путями:
в письменных источниках и в искусстве

Ходившая в народе молва о святости молодого францисканского проповедника Антония еще больше возросла после его кончины. Один тот факт, что падуанские дети в день его смерти кричали на улицах: «Умер святой!»  свидетельствовал: жизнь на этом не закончилась, а просто начинается какой-то ее новый удивительный этап. Еще бы, ведь брат Антоний продолжал творить чудеса, да еще чаще, чем творил их при жизни! 
Конечно, кто-то может усомниться, сказав, что средневековые люди были легковерны и могли видеть чудеса там, где их не было, разнося об этом слухи.
На самом деле, те чудесные события, о которых мы здесь расскажем, тесно связаны с доверием людей, обращавшихся к нашему святому, особенно, в молитвах у его гроба. Рассказы о его чудесах пробуждали веру, а милости, полученные по вере и по его заступничеству, способствовали благодарному прославлению святого, называемого издавна «Чудотворцем» или «Святым чудес» (от «Il Santo dei miracoli»), как выражаются падуанцы. 

 

Книга чудес
Причисление Антония к лику святых произошло очень быстро - меньше чем через год после его смерти в 1231 г. В связи с этим событием необходимо было написать его житие биографический очерк, именуемый в Средневековье «легендой». И первое, довольно краткое, жизнеописание появилось в 1232 г. Названное по первому слову «Assidua», оно представляло собой рассказ францисканца, жившего в Падуе, и охватывало период жизни святого, начиная с его рождения (1195 г. или немного раньше) до отшельнической жизни в скиту святого Павла, то есть примерно до 1223 г. Следующие семь лет - период самой активной деятельности Антония  обобщены в этом житии буквально одним предложением: «Поскольку долго рассказывать, сколько провинций он обошел, сколько зерен Слова Божьего посеял в разных краях земли, сосредоточимся только на том, что само напрашивается как обязательное и что наиболее явно показывает его добродетели... »
Более поздние жизнеописания постарались восполнить исторические пробелы. Однако для канонизации нужны были подтверждения его святости, то есть чудеса, которые являются свидетельством тесной связи святого с Богом и показывают, что Богу эта личность дорога, и что Он одаривает этого человека всевозможными благами.
История донесла до нас сведения, что в день канонизации Антония один из кардиналов зачитал информацию о его чудесах. К упомянутому здесь документу «Assidua» издавна прилагался другой, называвшийся «Чудеса». Он рассказывал о пятидесяти трех сверхъестественных случаях, в числе которых исцеление девятнадцати инвалидов с переломами костей, пяти парализованных, семерых слепых, троих глухих, троих немых, двоих эпилептиков, троих горбатых. Кроме того, в «Чудесах» зафиксированы два случая воскрешения умерших и девять иных чудес.
Впоследствии средневековые биографы описывали и другие чудесные события, связанные со святым Антонием. Все эти описания собрал и объединил в «Книге чудес» (Liber miraculorum) некий брат Арнольд из Серанно, французский францисканец. Остается ощущение, что, слишком загруженный работой в последние годы своей жизни (он умер в 1374), брат Арнольд не успел окончить этот труд.
«Книга чудес» много раз переиздавалась по-итальянски издательством «Messaggero di s. Antonio». Сборник брата Арнольда, содержащий описание шестидесяти шести чудес, издатели дополнили другими средневековыми рассказами из падуанских рукописей.
Чудеса, представленные в средневековых источниках, не всегда выглядели значительными, но всегда они приносили облегчение жизни конкретных людей или способствовали благополучному исходу в крайне тяжелых ситуациях. Однако нет ни одной истории, которая ставила бы целью показать чудесные способности святого Антония при его жизни или после его смерти.
С годами биографы этого святого перестали добавлять новые истории о чудесах, но их наличие стало подтверждаться другими формами благодарности. Можно сказать, что сама базилика Святого Антония, а также соседствующие с ней монастырь, музей, библиотека  все это свидетельства благодарности святому Антонию, выражаемой на протяжении веков. В музее и базилике можно увидеть множество так называемых вотивных (или обетных) даров  предметов, оставленных здесь людьми, которые получили помощь, по ходатайству св. Антония. Это многочисленные костыли, медальоны в форме исцеленных частей тела - ног, рук, сердец...


Чудеса, запечатленные в искусстве
В первой половине XIII века художники и скульпторы крайне редко изображали своих святых современников. Поэтому возникновение фигур и фресок святого Франциска и святого Антония было по сути новым явлением. В базилике Святого Антония мы встречаем всего несколько фресок, созданных на рубеже XIII-XIV вв. Некоторые из них изрядно разрушены. На них Антоний изображен стоя, иногда с книгой в руке. Позже появились изображения символического характера  когда рядом со святым находятся фигуры непропорционально маленького размера. Иногда изображено, что Антоний протягивает в их сторону руку. В этих случаях чаще всего заказчик фрески хотел увековечить себя таким образом, чтобы показать собственную незначительность и величие святого.
В XV в. в базилике появляются изображения сцен, показывающих наиболее яркие события из жизни святого Антония, например, проповедь рыбам или поклонение мула Пресвятым Дарам. Однако все эти произведения не помещались при главном алтаре и играли роль второстепенных украшений храма.
Наконец, целый цикл бронзовых барельефов работы Донателло со сценами из жизни св. Антония, обрамил главный алтарь.
Однако действительно золотым периодом в этом отношении стал XVI в. В самом его начале рядом с базиликой открылась живописная мастерская под названием «Школа святого Антония». До сегодняшнего дня там сохранились этюды юного Тициана Вечеллио, который по крайней мере на трех полотнах запечатлел сцены чудес святого Антония, а также работы других известных мастеров.

 

(Публикуется в сокращении)

Журнал "Брат Солнце" №2, 2006

Иллюстрация: Тициан Вечеллио. Фрески на сюжет "Чудесные деяния св. Антония Падуанского". Падуя, 1511

Фреска изображает чудо с новорожденным младенцем, заговорившим, дабы оправдать свою мать, обвиненную в прелюбодеянии. Она является одной из трех композиций Тициана, посвященных чудесам св. Антония Падуанского и написанных им в помещении "Школы святого Антония" при базилике св. Антония в Падуе.