Крест святого Дамиана

Мистическая сила, заключенная в любой христианской святыне, оказывает свое благодатное воздействие на души людей в течение многих веков. Но и среди этих святынь можно выделить те, которые играют особенную роль в развитии христианства в целом, которые не принадлежат какой-либо одной конфессии, поскольку становятся общехристианским символом. В числе таких святынь - "Троица" Андрея Рублева и Ченстоховская икона Божией Матери, фрески Беато Анджелико и Дионисия.

Крест из храма Сан-Дамиано в Ассизи, безусловно, также входит в эту сокровищницу общехристианских святынь, являясь в то же время одной из главных реликвий Ордена Меньших Братьев.

Этот крест представляет собой икону XII века, которая была написана в Умбрии (провинция Италии) неизвестным художником. Крест св. Дамиана в полной мере соответствует представлению об иконе как "окне в горний мир", поскольку изображает не только страдающего, но и прославленного Христа. Об этом свидетельствует и прямое расположение фигуры Спасителя, и ореол вокруг Его головы.

С левой стороны от Иисуса - изображение Девы Марии и св. Иоанна, любимого ученика Господа, которому Он поручил заботиться о Своей Матери.

Справа от Христа мы видим изображения Марии Магдалины, Марии - матери Иакова, - а также сотника, который в Евангелии от Марка произнес: "Истинно Человек Сей был Сын Божий" (Мк 15, 38). Лица женщин, стоящих возле креста, выражают глубокую скорбь. Руки, касающиеся лица, в сакральном искусстве XII века тоже служили выражением сильного чувства.

Первые четверо свидетелей крестных мук - это святые, которые посвятили свою жизнь Господу; поэтому они изображены с ореолами. Сотник стоит в классической позе христианского свидетеля веры. Жест его правой руки означает: "Свидетельствую о том, что Иисус - это Господь". По другой версии, сотник изображен в тот момент, когда он говорит Иисусу: "Потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой" (Лк 7, 7). В соответствии с этим представлением, лицо, расположенное над плечом сотника, принадлежит как раз исцеленному слуге. Однако против этой версии говорит тот факт, что в Евангелии нет упоминания о том, что возле креста находился тот самый сотник, слугу которого исцелил Иисус.

Лонгинус Стефатон

Три менее значительные фигуры, помещенные ниже главных свидетелей, тесно связаны с распятием Иисуса Христа. С левой стороны находится Лонгинус - римский солдат, который пронзил копьем бок Иисуса (см. Ин 19, 33). На некоторых подобных иконах кровь, стекающая с локтя Христа, попадает на глаза Лонгинуса, который, согласно легенде, был исцелен от слепоты на один глаз во время распятия Иисуса.

Справа от Христа (на том же уровне, что и Лонгинус) находится Стефатон, воин, который дал Иисусу губку, смоченную винным уксусом (см. Ин 19, 28-30). Имя Стефатон представляет собой измененную форму греческого слова, означающего губку.

Ангелы

Возле пронзенных ладоней Иисуса на иконе изображены шесть Ангелов, которые своими жестами как бы призывают нас к размышлению над удивительной тайной смерти Сына Божия и вместе с тем - к восхвалению Господа.

В нижней части креста св. Дамиана едва различимы фигуры двух покровителей Умбрии - святых Иоанна и Михаила. Предполагается, что рядом с ними могли быть также изображены св. Руфин, св. Иоанн Креститель, св. Петр и св. Павел.

Иоанн и Михаил Петух

По правую сторону от ног Иисуса помещено изображение маленького петуха, который напоминает нам об отречении Петра, предостерегая против излишней самоуверенности. Чтобы сохранить и укрепить свою веру, мы должны на протяжении всей жизни обращать свой взор к распятому Господу и просить у Него укрепляющей благодати.

В верхней части композиции мы видим Иисуса, облаченного в царские одежды, Который держит в руках крест, словно жезл победителя. Господь выходит из гроба и вступает в небесные чертоги. Вокруг Него - хор из десяти Ангелов, пятеро из которых, протягивая руки, приветствуют Иисуса. Над ними изображена Десница Бога-Отца. Ее жест (двуперстие) означал Воскресение Иисуса. Впрочем, его также можно понимать как благословение, которым Всевышний освятил все деяния Иисуса.

Иисус во славе

По мнению некоторых исследователей, темное пространство возле основания креста связано с образом бездны, в которую Иисус сошел перед тем, как вознестись к Своему Отцу.

Создателю креста св. Дамиана удивительным образом удалось выразить пасхальную тайну смерти, воскресения и вознесения Иисуса. Глядя на этот крест, мы видим страдание Христа; видим Его человеческую и вместе с тем Божественную сущность; видим, как Он выходит из гроба и возносится на небо; и наконец, мы видим, что все это сотворено силой Божией. Неудивительно, что крест св. Дамиана сыграл такую важную роль в духовном развитии святого Франциска, если и в наши дни он открывает людям глаза на красоту и славу Царства Божия.

Молясь перед распятием в храме Сан-Дамиано, св. Франциск услышал слова Господа: "Иди и восстанови мою Церковь"... Давайте еще раз внимательно посмотрим на крест св. Дамиана и прислушаемся - не зазвучит ли тот же самый призыв Господа и в наших сердцах.