Блаженный Фредерик Озанам

ozanam(1813-1853)

22 августа 1997 г., Святой Отец Иоанн-Павел II провозгласил блаженным Фредерика-Антуана Озанама. В проповеди Папа отметил, что новый блаженный является « примером смелого делания, примером человека, не боящегося во весь голос исповедовать свои взгляды, последовательно ищущего истину  и защищающего достоинство каждого человека».

 Детство. Фредерик-Антуан родился 23 апреля 1813 г. в семье еврейского происхождения, в принадлежащем тогда Франции Милане. Крещен 13 мая 1813 г.

Из 14 детей только трое, кроме Фредерика, достигли взрослого возраста, в том числе Альфонс (1803-1888), который, будучи уже врачом, в 1831 г. принял рукоположение и стал биографом своего брата. Членом семьи также стала Мария Круциат, служанка, работавшая для четырех поколений Озанамов и умершая в окружении своих хозяев в возрасте 87 лет.

Отец занимался благотворительностью, интересовался наукой и литературой. Сын Альфонс пишет: «Отец был человеком искренне благочестивым, имел живую веру. Каждый вечер совершалась общая семейная молитва, в которой участвовали родители, дети и добрая Мария». О матери Фредерик писал: «Прежде всякого учения, она подарила мне веру; была живым знаком Святой Церкви»

Безоблачное детство закончилось болезнью в возрасте 7 лет. Чудесно исцеленный благодаря молитвам родных через ходатайство св. Франциска, Фредерик несколько месяцев спустя пережил смерть любимой сестры Элизы (1820).

Молодость. В 9 лет мальчик поступил в Коллеж Рояль в Лионе. Благодаря работе над собой, развитию добродетелей и талантов, трудолюбия и прилежания, соединенных с живым умом, стал одним из лучших учеников школы. День Первого Причастия, 11 мая 1826 г., назвал «счастливым днем». У Фредерика было много друзей, ревностных католиков, но жил он в окружении скептиков, сомневающихся и антиклерикалов. Юношеский кризис веры был преодолен благодаря священнику Ж.-М. Нуаро (1799-1880). Позже Фредерик напишет: «Слова священника-философа спасли меня. В моих мыслях он навел порядок и вновь засиял свет», в результате чего обещал Богу «посвятить все дни моей жизни поискам правды». Закончив коллеж в 1829 г начал учить древнееврейский и санскрит, что должно было ему помочь в понимании оригинальных текстов других религий, чтобы в дискуссии с ними показать красоту и истину католической веры

Студент. В 1831 г. Фредерик поступает учиться на кафедру правоведения в Париже.Первые два года Фредерик пользуется гостеприимством великого математика, физика и астронома Андре Мари Ампера (1775-1836). Первая их встреча произошла так. Войдя в церковь св. Стефана, Озанам увидел коленопреклоненного старца с глубоким благоговением читающего Розарий. Приблизившись, Фредерик узнал знаменитого ученого. Взволнованный юноша бесшумно опустился на колени и тоже начал молиться. Позже Фредерик написал: «Розарий Ампера сделал больше, чем все книжки и молитвы». Знакомство с великим ученым, который повторял: «Как велик Бог! А наше знание – ничто!», имело огромное влияние на духовность и личность Озанама.

Благодаря Амперу, Озанам познакомился с выдающимися католическими интеллектуалами: Р.Шатобрианом (автором книги «Гений христианства»), доминиканцем А.Лакордером, священником Ф.Ламенне и кругом либеральных католиков, близких журналу «L’Avenir». Адамом Мицкевичем.

Конференция св. Винсента де Поля. Ф. Озанам участвовал в культурной и политической жизни католической среды. Собирал вокруг себя единомышленников. Они часто встречались и обсуждали литературу, историю, проблемы бедности, развития цивилизации. Во время одной из встреч один из участников сказал: «Вы правы, когда говорите о прошлом: в прошлом христианство действительно творило чудеса, однако сейчас оно мертво. А вы, которые называете себя католиками, что вы делаете? Где дела, свидетельствующие о вашей вере, которую мы могли бы принять?» Слова эти глубоко поразили Озанама. Годы спустя он вспоминал: «Они были правы. Почему мы не делаем того, что более всего угодно Богу? Мы должны быть опорой и поддержкой наших братьев, как Иисус Христос».

23 апреля 1833 г. он встречается с друзьями в помещении «La Tribune Catholic» Участники называют эту встречу «конференцией любви» и решают собираться регулярно, чтобы размышлять над Словом Божиим, обсуждать актуальные вопросы, а затем «идти в дома бедных и оказать там скромную помощь». Через год конференция переросла в «Общество св.Винсента де Поля».

Помощницей молодых энтузиастов была ныне причисленная к лику блаженных шаритка Розалия Редю (1786-1856), которую называли «матерью бедных». Она определила каждому студенту одну бедную семью, которую он должен был поддерживать из своих скромных доходов.

По примеру первой конференции в течение двух лет возникло около 250 новых конференций. В год смерти Озанама они были уже в 17 странах. Членом конференции был молодой Кароль Войтыла. Сегодня дело Озанама продолжается в 130 странах, насчитывает 42 650 конференций, объединяющих 875 000 членов.

«Нашей целью было сохранение в себе чистоты католической веры и распространение ее посредством дел милосердия», писал Озанам в 1835 г.

Профессор и ученый. Послушный воле отца, он изучал право, а личным его увлечением была литература. В апреле 1835 г. получил диплом по литературе, а в августе - по праву. В 1836 г. начинает адвокатскую практику в Лионе, а в 1839 г. блестяще защищает написанную на латыни докторскую диссертацию «Сошествие героев в ад у древних поэтов» и по-французски «Божественная комедия и философия Данте»

В 1839-1840 г.г. Озанам преподает торговое  право в Лионском университете, а в 1841 г., становится профессором литературы в Сорбонне. Через три года он получает кафедру литературы. Озанам всего себя отдавал молодежи. Всегда тщательно готовился к лекциям, работая ежедневно по 16 часов. О нем говорили, что он «готовил свои лекции как бенедиктинец, а произносил как прирожденный оратор». Знаменательно свидетельство Э.Ренана (1823-1892): «После его лекций мы всегда выходили с новыми силами, готовые к великим свершениям», «О, этот Озанам! Как мы все любили его!».

 

Одновременно с преподавательской работой, продолжал научные исследования, плодом которых были публикации «Цивилизация в V веке», «Германцы до христианства», «Христианская цивилизация и франки», «Францисканские поэты Италии 13 века».

Фредерик Озанам возражал тем, кто считал, что христианство уничтожило цивилизацию древности и затормозило развитие культуры языческих народов. Наоборот, говорил он, именно христианство подняло культуру на высочайший уровень, и без христианства невозможен был бы прогресс цивилизации.

Он доказывал, что Католичество является истинной религией Откровения и ближе всего приближает человеку Творца и его предвечную любовь. «Научимся же защищать наши убеждения без ненависти к нашим противникам, любить тех, кто думает иначе… Надо винить не времена, в которые мы живем, а самих себя».

Муж и отец.  В 1841 г. Фредерик Озанам обвенчался с дочерью ректора Лионского Университета Амели Сулякруа. Прожили они вместе 12 лет, полных счастья, несмотря на горести, на которые не скупилась жизнь. Двое первых детей родились мертвыми. Третий, дочь Мари, несмотря на угрозу смерти, родилась 7 августа 1845 г.

Фредерик горячо любил Амели и дочку. Когда был вдалеке, писал письма, где говорил о своей любви и тоске, делился впечатлениями, рассказывал множество интересных и забавных историй

У него стало традицией дарить жене 23 числа каждого месяца (день их

Венчания) букет цветов. 23 августа 1853 г. смертельно больной, Фредерик подарил любимой Амели веточку мирта, которая у древних поэтов символизировала чувствительность и любовь.

Политик и публицист.   Озанам пережил две революции: июльскую (1830), которая лишила трона Карла X и февральскую (1848), которая свергла Луи-Филиппа. Во время последней был убит парижский архиепископ Дени Аффре.

Озанам был католиком, и это определяло его взгляды. Он считал, что решением проблем общества не является ни социализм, уничтожающий семью и частную собственность, ни экономический либерализм, целью которого является нажива и который не считается с человеком. Выходом было согласие богатых и бедных, законодательство, защищающее права рабочих, каритативная деятельность, распространение просвещения.

Фредерик был верным сыном Церкви. Дважды встречался с Папами. В завещании написал такие слова: «Нет иного спокойствия духа и сердца, как только в вере Церкви и под ее авторитетом».

Внутренняя жизнь. Озанам считал великим счастьем то, что он родился и воспитывался в католической семье. Кроме недолгого периода кризиса, он был человеком глубоко верующим и практикующим свою веру. «Никто не видел, чтобы отец засыпал либо просыпался без молитвы. Утром молился и читал фрагмент текста из своей греческой Библии, над которым потом размышлял около получаса»

Озанам придавал огромное значение религиозному культу. Но он понимал, что вера мертва без дела. Следствием этого понимания было добавление к благодарственной молитве после Св. Причастия какого-нибудь дела милосердия. Не раз видели, как он, выйдя из церкви, направляется в пекарню, покупает хлеб и относит его какой-нибудь бедной семье.

За св. Франциском.  В познавательных и научных целях Озанам много путешествовал. Особенно близкой ему стала Италия, родина Данте и св. Франциска. В 1847 г. посетил Ассизи. В письме братьям так описал свои впечатления: «Думаю, что никакой санктуарий, даже в Риме не сравнится с Мессой у гроба св.Франциска. Мы увидели все места, освященные присутствием св. Франциска и св. Клары: дом, в котором Франциск родился, место его обращения; место, где он бросился на терновые кусты и где теперь, спустя 600 лет, растут белые розы; место, где Франциск умер – Порциункулу, церковь св. Дамиана…»

Плодом путешествий стал цикл статей о францисканских поэтах. Эти работы были опубликованы в 1852 г. в книге «Францисканские поэты 13 века» В ней исследуется поэзия св.Франциска и первых поколений его последователей, а также помещены переведенные на французский 33 главы «Цветочков св. Франциска». Несколько раз переиздаваемая и ставшая популярной, эта книга способствовала новому открытию св. Франциска как поэта, далекого предшественника Ренессанса.

В письме от 22 июня 1853 г. Озанам пишет о благодарности, которую высказал ему генерал Ордена Францисканцев: «Генерал причислил меня к францисканской семье и сделал соучастником заслуг Братьев Меньших, которые работают и молятся во всем мире. Был я также присоединен, как наш друг Данте, к тому Ордену, в чей хабит были облачены останки поэта…».

Хотя хотелось бы на основании этого считать Озанама  францисканским терциарием, но анализ текста письма и отсутствие иных источников не позволяют однозначно говорить об этом факте. Это присоединение означает участие Озанама в духовных благах Ордена.

Заключение. Умер Фредерик Озанам в праздник Рождества Богородицы, 8 сентября 1853 г. в Марселе. Похоронен был в церкви Кармелитов в Париже. Беатификация состоялась 22 августа 1997 г. День памяти – 9 сентября.

Фредерик Озанам имел «францисканскую душу», чуткую ко всякой человеческой беде и восприимчивую к красоте природы. Для францисканцев-мирян он должен быть примером благочестия, открытости к ближнему и деятельно участия в изменении мира в христианском духе.

 По материалам о. Алоизий Паньчик OFM, духовного ассистента ФОМ в Польше.

 

Сергей Колесников (Московская община Третьего Францисканского Ордена (мирян))