Транзитус святого Франциска

3 октября 1226 года Франциск умер неподалеку от итальянского города Ассизи. Через два года (1228) он был причислен к лику святых. Днем его литургической памяти стало 4 октября. С тех пор накануне этого дня вся Францисканская семья собирается, чтобы принять участие в богослужениях Транзитуса, введенных Папой Григорием IX и не исчезнувшим из практики Церкви до сих пор.

Возникает вопрос: почему мы каждый год вспоминаем это событие? Ведь за это время столько людей отошли ко Господу. Среди них было множество праведников и святых. Но каждый год на закате 3 октября мы вспоминаем именно об этом святом из Ассизи.

За этим вопросом скрывается череда более глубоких вопросов, касающихся жизни каждого из нас. Какова будет ночь моей смерти? О чем я вспомню в этот миг? Кто будет рядом со мной? Как это произойдёте? Что я за свою жизнь дал Богу и миру?

Слово «транзитус» переводится как «переход», но правильнее было бы сказать «пересечение точки невозврата». Встретившись со смертью, уже нельзя повернуть назад. Не будет возможности завершить начатые дела. Не будет возможности приступить к исповеди. Если смерть была внезапной, то это трагедия, потому что не было возможности достойно подготовиться к ней.

С другой стороны, смерть – это совсем не конец истории. И то, что мы вспоминаем смерть св. Франциска спустя 800 лет после этого события, лучшее тому подтверждение. Другим доказательством этой мысли может служить то, что все, что вы посадили перед смертью, непременно вырастет, несмотря на то, что вы этого уже не увидите.

Если вы посеяли вокруг себя семена любви, прощения, сострадания, честности, скромности, доброты, любви к Богу и человеку, то постепенно они вырастут в прекрасные деревья, приносящие множество плодов. Если же вы сеяли лень и сплетни, ложь, предубеждения, высокомерие, равнодушие к добру, безответственность, то эти семена прорастут сорняками и терниями, которые будут продолжать губить ваше доброе имя даже после вашей смерти.

Святой Франциск оставил после себя добрые семена, семью братьев и сестер, стремящихся жить по Евангелию во всей его полноте. Он оставил семена послушания Церкви.

Мы не всегда понимаем Церковь, предлагаемые ей решения и правила, бываем с ней не согласны. Как многие из нас не понимают своих матерей и бывают не согласны с их решениями и правилами. Но мы продолжаем их любить и уважать. И даже когда на наших висках появляется седина и мы сами уже разменяли пятый десяток, мы все равно, ворча «Боже, до чего же неудачный момент она выбрала», стараемся исполнить ее просьбу, каким-то образом проявить уважение и послушание. Все это справедливо и в отношении святой матери Церкви.

Св. Франциск сеял семена прощения и мира. Как и мы, он жил в несовершенном мире. Войны, преступность, борьба за власть, нищета и болезни – всё это было и в XIII веке. И Франциска так же, как и всех, преследовали неудачи. Вот он направился обращать мусульман, но его миссия, как кажется на первый взгляд, не принесла результатов. Тем не менее, впоследствии из этого «неудачного» предприятия выросли добрые плоды – Кустодия Святой Земли. Францисканцы до сих пор окормляют христиан Израиля, Иордании, Египта и Сирии. Они стали настоящими хранителями Святой Земли, несущими мир, которых принимают и христиане, и мусульмане.

На протяжении всей своей жизни Франциск предупреждал братьев и сестер об опасности умереть в состоянии смертного греха. Сейчас о смертных грехах говорят все меньше. Кажется, что мы их и не совершаем совсем, но это не так! Франциск прекрасно знал, что все мы рано или поздно предстанем перед Судом. Именно поэтому он пишет для своих братьев и сестер правила, как избежать греха. Пишет о тех, кто готов каяться, и о тех, чье сердце закрыто для покаяния. Это Устав, которому все мы призваны следовать. Мы – семья покаяния.

Покаяние имеет огромное значение для наших душ. Это способ искупления неправильных поступков, совершенных в нашей жизни, и благодарности за все хорошее, что мы смогли сделать. Это путь принятия страданий на земле, а не откладывания их на время чистилища, или, что ее хуже, в попытке убежать от страданий, мы обрекаем себя на ад. Покаяние – это особое состояние, а не только действие, подобное тому, как если бы мы взяли денег в долг, а потом с процентами вернули. Мы просим у Бога прощения, чтобы быть ближе к Нему и чтобы в посмертной участи жить рядом с Ним.

Покаяние – это просьба о прощении, исправление нашей грешной природы путем доверия Богу, стремление любить Его все больше и больше и в Нем любить всех людей, встречаемых на нашем пути. Покаяние помогает нам все расставить по своим местам. И тогда для нас, как и для Франциска, открывается дорога в небо. Это совсем не значит, что больше мы никогда не будем грешить. Это значит, что мы приложим все возможные усилия, чтобы изменить нашу жизнь, чтобы все больше любить, что, совершив грех, мы будем готовы искать Бога и просить у Него прощения, стараясь возместить нанесенный другим людям ущерб.

Франциск был таким же человеком, как и каждый из нас. Просто вся жизнь его была непрестанным обращением. Евангелие стало не путеводной звездой для Франциска, а самой жизнью. Он во всем стремился уподобиться Христу.

Любовь Франциска к Богу принесла множество добрых плодов. Его братья, Францисканская семья.

Мы совершаем Транзитус, потому что Франциск Ассизский любил Бога и человека так сильно, что эта любовь не может быть забыта и через века. Она продолжает жить в нашей Францисканской семье, в наших общинах и в каждом из нас.

Мы здесь, потому что мы хотим научиться у Серафического Отца не только жить, но и умирать. Умирать как святые, умирать на руках Божьих.

о. Альберт Родригес OFMConv, приход св. Максимилиана Кольбе в Майами

По материалам franciscansoflife.com

Подготовила Анна Гольдина