Пять столпов францисканской духовности

Что делает францисканскую харизму вечно живой, вечно актуальной и привлекательной для людей во все времена? Вот пять столпов, без которых последователи святого Франциска, никогда бы не были такими, какие они есть.

Воплощение

Иисус стал человеком, таким же, как и каждый из нас. Он ел, пил, смеялся и плакал. Он зарабатывал Своим трудом на жизнь вплоть до того момента, как началось Его общественное служение. В Своих притчах и высказываниях Иисус опирался на понятные для нас вещи: хлеб, вода, вино. Он мог плюнуть в грязь, чтобы потом исцелить слепого.

Святой Франциск видел Рождество как нисхождение Бога в жизнь человека (кеносис). Для него это было выражением величайшей бедности Бога. И он жаждал всем сердцем пойти по стопам Иисуса, перенять эту полную великодушия бедность, чтобы нести Божью милость, Божье милосердие.

Франциск хотел разделить с другими физическую реальность присутствия Иисуса в его жизни. Он хотел, чтобы окружающие его люди могли переживать это Присутствие так же ярко, как и он сам. Вероятно, именно поэтому он стал первым, кто воссоздал сцену Рождества, привел животных, воссоздал атмосферу хлева, в котором провел Свои первые часы Богомладенец.

Сегодня мы должны стремиться к тому, чтобы подобно святому Франциску наполнить нашу повседневную жизнь присутствием Бога. И сделать это не так уж сложно. Мы можем с большим вниманием относиться к членам наших общин, разделять с ними радости, горести, ухаживать за ними, когда они болеют, или же вместе работать над какими-то проектами. И очень важно вместе молиться, молиться друг за друга. Наши общины могут стать местом Воплощения, если в них будет утоляться духовный голод не только наш, но и тех, кого приводит к нам Бог.

Страсть

Жизнь в общие требует самопожертвования. Не всегда обстоятельства складываются так, что мы можем сделать что-то по своему усмотрению. Нам постоянно нужно помнить о потребностях других членов общины. И не только помнить, но и стараться служить им с любовью и радостью.

Святой Франциск видел в общине, где царит послушание и самоотверженная любовь, присутствие Христа Распятого. В «Увещеваниях» Франциск обращается к настоящим и вполне конкретным мужчинам, чья жизнь не лишена страстей. Они были не ангелами, но в них было страстное желание быть людьми мира и доброй воли. И мы должны стремиться быть именно такими. Превозмогая наши собственные страсти, искать главную страстью нашего сердца – исполнение воли Божией, следование ей, желание быть людьми мира и доброй воли.

Евхаристия

В основе францисканской жизни лежит молитва. И очень важное место занимает общинная молитва, центром которой является Евхаристия. В ней Христос входит в жизнь нашей общины, в наши повседневные заботы и радости.

Святой Франциск постоянно призывал своих последователей с особым почтение относиться к Святым Дарам, почитать Христа, сокрытого в Евхаристии. В первом Уставе он пишет: «Как некогда Он явил Себя апостолам во плоти, так и сегодня Он открывает Себя нам в Святом Хлебе… Таким образом Господь всегда со Своими верными, как Он Сам говорил: «се, Я  с вами до скончания века».

Участвуя всей общиной в совместной молитве и Адорации, мы делаем зримым Божественное Присутствие в этом мире. Мы открываем свои сердца и саму нашу общину для действия Божьего, для действия Его Любви. Именно это дает нам силы быть источниками света и надежды для тех, кто ищет мира и радости.

Священное Писание

Можно сказать, что святой Франциск был самым радикальным и самым искренним христианином в истории, потому что он воспринял слова Христа как буквальные и неотложные указания. Он всеми силами пытался им следовать и соответствовать, ни в чем не отклоняясь от буквы Писания. Ответы на все насущные вопросы он искал на страницах Евангелия. Франциск считал, что, встретив Иисуса в Слове, мы немедленно должны дать Ему ответ всей своей жизнью.

Следуя за Франциском, мы ищем духовную пищу и поддержку в словах Иисуса. Мы стараемся следовать по тому сложному, требующему внимательности и искренности пути, который указал нам наш основатель. Но здесь Франциск выступает для нас не только в роли смелого генерала, ведущего свое войско в бой, но и в роли любящей и нежной матери. Он не предлагает жесткую и суровую модель духовной жизни, не выступает за единообразие в рядах свои последователей, но с пониманием человеческих слабостей и нищеты с особым внимание относится к каждому верному шагу и поступку. В его наставлениях мы находим только одну неотступную просьбу: внимание к Священному Писанию, внимательное и почтительное чтение, размышление, которое способно изменить наше сердце и все наше существо.

Дева Мария

Святой Франциск с особым благоговением относился к Пресвятой Деве. Он видел в ней достойный подражания образец человеческого совершенства. Подобно Богоматери, он сказал свое «да» воле Божией и Божьему действию в своей жизни. Он желал явить миру присутствие Христа, полное сострадания к человечеству.

Мы подобны слугам на брачном пире в Кане. «Слушайте Его»,- говорит нам Мария, указуя на Иисуса. И пусть нам это не всегда удается, мы подобно Франциску видим в Ней пример послушания и доверия Богу. Мы просим Ее поддержки на этом пути и стараемся прислушиваться к Ее словам, наполняя нашу жизнь молитвой, добрыми делами, служением Церкви. Как некогда слуги, наполнившие сосуды водой. Все, что мы делаем, мы предаем в руки Божии, не уставая надеяться на чудо преображения наших скромных усилий в умиротворяющее и наполняющее светом радости действие Его благодати.

Анна Гольдина

По материалам franciscansusa.org