"Каждый стоит столько, сколько он стоит в очах Господних"

 

С 13 по 21 сентября 2008 года в России проходило паломничество мощей святого Антония Падуанского. Реликварий с мощами святого сопровождали ректор Папской базилики Cв. Антония в Падуе о. Энцо Пойана, главный церемониймейстер базилики о. Андреа Массарин и о. Алессандро Ратти. Братья-паломники посетили Санкт-Петербург, Астрахань, Ростов-на-Дону, Калугу и Москву.

 

«Мои впечатления от поездки самые положительные, поскольку все то, чего я ожидал, осуществилось, говорит о. Энцо Пойана, ректор базилики Св. Антония в Падуе, сопровождавший в паломничестве мощи святого Антония. — Я никогда не измеряю успех паломничества числом людей, пришедших к мощам святого Антония, для меня самое важное — чувства верующих. Я видел, что люди в Москве, Калуге, Ростове-на-Дону, Астрахани, Петербурге — везде, где мы побывали, — были очень довольны. Думаю, что это - самый главный аспект паломничества. У нас есть дар, дар присутствия святого Антония, с помощью которого мы можем сделать счастливыми других людей. Я уверен, что глаза святого Антония с любовью смотрят в наши глаза, порой наполненные слезами... Такой образ общения святых с нами использовал святой Августин. Я видел, как люди в России с упованием приходили к мощам святого, с тем же упованием, какое я вижу во многих странах мира у людей, почитающих святого Антония. 

Второй важный аспект паломничества присутствие здесь святого Антония в его мощах подтверждает, что служение его братьев-францисканцев в России несет утешение и укрепление католическим общинам в их христианском пути. И третий момент, не менее важный, паломничество свидетельствует о том, что между конвентуальными францисканцами в России и в Падуе существует тесная братская связь».

 

Отец Энцо, расскажите, пожалуйста, историю мощей святого Антония в Падуанской базилике и о традиции их почитания.
Почитание мощей — древняя церковная традиция. Еще в римских катакомбах почитались мощи первых мучеников. В течение веков эта традиция развивалась, есть прекрасный текст святого Августина, объясняющий, почему мощи святого, как и физическое тело любого человека, достойны почитания. Тело — это тайна, знак, через который проявляет себя в этом мире личность человека. Мощи - это то же самое тело, которое осязало, благословляло, исцеляло, страдало. Почитая мощи, мы являем нашу веру в воскресение.

Воскресение затронет всего человека: это воскресение и бессмертной души, и человеческого тела.
Мы не относимся к реликвии как к какому-то магическому предмету. Мощи - это воспоминание о жизни человека, своеобразный памятник этой жизни. Жизни, которая была прожита для Бога, посвящена братьям и которая стала знаком бескорыстной любви. Прикасаясь к тому, что осталось от тела святого, мы вступаем в отношения со всей историей жизни святого, историей его отношений с Богом и ближними. Мне кажется важным подчеркнуть, что мощи - это своеобразный ответ на наши человеческие потребности. Потребность видеть, потребность прикоснуться. Мы ведь храним фотографии тех, кого любим, а от святых нам остаются мощи. 

Святой Антоний умер в 1231 году, по завещанию святого его похоронили в церкви Пресвятой Богородицы, где мощи Антония пребывали с 1231 по 1261 год. Потом было решено перенести мощи в новую базилику в Падую; прибыл святой Бонавентура, генерал Ордена, вместе с братьями, которые в тот момент собрались на генеральный капитул в Ассизи. Братья решили открыть гроб, чтобы посмотреть, в каком состоянии находятся мощи. И тогда св. Бонавентура обнаружил не подвергшийся тлению язык святого. Это сразу было воспринято как чудесный Божий знак: в то время как от тела остался лишь скелет, язык был естественного цвета, словно у живого человека. Орган, который мы используем при общении, у великого проповедника не подвергся тлению. Это было как бы Божественным подтверждением аутентичности проповеди Антония. В 1981 году было произведено повторное распознание мощей. Тогда нетленный язык святого поместили как главную реликвию в реликварий. 

В 1981 году были обнаружены, также нетленные, гортань и голосовые связки св. Антония. То есть, мы видим, что весь речевой аппарат святого остался не подверженным тлению.
Тогда же голосовые связки и гортань были взяты из гробницы и помещены в отдельный реликварий. Кость одного из пальцев святого находится еще в одном реликварии. Та частица мощей, которую мы привезли, — это один из мускулов святого.

 

Какой представляется вам личность святого Антония? Чему мы могли бы у него научиться?
Несомненно, святой Антоний был яркой личностью, свою монашескую и священническую подготовку он получил в Ордене августинцев. Позже Антоний решил стать францисканцем — после того как встретил братьев, возвращавшихся с мощами первых мучеников нашего Ордена из Марокко, и пример мученической смерти братьев поразил его. 

Это был человек высокого культурного уровня, он знал классическую литературу, был знаком с достижениями науки своего времени: не только богословия, но и ботаники, зоологии. Эти знания проявлялись в его проповедях. Он рассказывал подробно, в деталях, о животных, растениях, связывая их свойства с духовными понятиями.
В то же время, несмотря на свою образованность, Антоний проповедовал кратко и доступным языком. Краткости и простоте его речи любой проповедник может позавидовать. Он так воздействовал на слушателей, что они не могли оставаться равнодушными, «ни холодными, ни горячими». Антоний умел поставить человека перед Богом и перед выбором  — ответить Богу «да» или «нет».

Он провоцировал человека сделать этот выбор. Поэтому у святого Антония были противники, которые пытались с ним бороться. Но намного больше было тех, в ком он смог пробудить желание обратиться к Богу. Антоний умел убеждать и открывать истину.
Человек, пребывающий во грехе, слышал от него слова, которые нам показались бы очень жесткими. Святой не боялся таких слов ни по отношению к мирянам, ни по отношению к духовенству. Он умел достичь сердца другого человека. Поэтому те, кто пребывали во грехе, но стремились к истине, обращались.
Кто же хотел оставаться во лжи, тот восставал против Антония. В жизни святого возникали ситуации ярого противостояния с еретиками, когда Антонию в буквальном смысле был брошен вызов. И в результате происходили чудеса: чудо с ослицей, которая поклонилась Святым Дарам, проповедь рыбам в Римини и другие чудеса, которые были не чем иным, как знаком Божия благоволения к Антонию. Для него же они служили укреплением и утешением: вы, люди, не хотите меня слушать, но меня слушают животные... ты, человек, у которого есть разум, закрыл свое сердце, но Слово Божие может быть проповедано даже рыбам... Почти подразумевается в этой ситуации, что человек, не слушавший Слово Божие, закрывший свое сердце, оказывается ниже животных и рыб. 

В орденских и городских хрониках сообщается, что во время последнего в своей жизни Великого поста святой Антоний проповедовал каждый день, причем произносил по несколько проповедей ежедневно. Делал это он на городских площадях, а не в храмах — для того, чтобы достичь сердца тех, чья нога не ступала в церковь.

И проповеди святого Антония приносили плоды. Часовня Скровеньи в Падуе, расписанная Джотто, возникла в результате обращения, произошедшего под влиянием проповеди Антония. Скровеньи был одним из падуанских ростовщиков. Святой в проповедях резко осуждал ростовщиков, призывая их к обращению. В те времена зачастую богач разорял бедных, и когда несчастный разорившийся человек не мог ни заплатить, ни вернуть долги, он становился собственностью богача. Фактически существовало рабство за долги, хотя официально рабства не было.
Святой Антоний однажды даже принес городским властям на утверждение текст закона, отменявшего рабство разорившихся людей. Их можно было посадить в тюрьму, но запрещалось лишать статуса свободного человека. На смертном одре Скровеньи (как это показано и в фильме «Святой Антоний, Божий воин»), услышав проповедь святого Антония, обращается. И завещает своему сыну отдать украденное, а в знак покаяния и обращения построить церковь. Часовня Скровеньи была возведена по распоряжению младшего Скровеньи, исполнившего завещание отца. 


Во время богослужений в Санкт-Петербурге и Москве вы несколько раз использовали выражение «антонианская семья». Что оно означает?

 Антонианская семья объединяет всех почитателей святого Антония. К ним прежде всего относятся подписчики журнала «Вестник святого Антония», издающегося на итальянском, английском и других языках. Конечно, в эту духовную семью входят также братья-францисканцы и самые разные люди, которые считают святого Антония своим покровителем и ходатаем. С этими людьми мы поддерживаем контакты посредством переписки, посещений и т.д. По нашим расчетам, только тех, кто заявил о себе официально— около миллиона человек. Эту связь почитатели поддерживают либо со мной, либо с генеральным директором падуанского издательства «Messaggero di S. Antonio» («Вестник святого Антония») через целую группу сотрудников — конечно, мы не лично отвечаем на все письма, нам помогают поддерживать эти отношения и братья, и миряне.


Будучи ректором базилики Святого Антония в Падуе, вы, конечно же, получаете много свидетельств заступничества святого. Не могли бы вы рассказать о самых ярких из них?
До того как я стал ректором базилики, я никогда не интересовался чудесами святого Антония. Когда я получил это назначение, антонианскому благочестию меня научили верующие. Люди, приходящие молиться к гробнице святого Антония, показали мне, что эта молитва сродни стремлению довериться старшему брату, кому-то, кто более близок к Богу, чтобы получить по его заступничеству, например, необходимое для полноценной жизни здоровье, испросить обращение близкого человека, благодать для детей, у которых не все гладко в школе...
На протяжении нескольких лет я неоднократно слышал от людей рассказы о различных ситуациях, когда были явлены чудеса святого Антония, и сам становлюсь их свидетелем. Прежде всего, это чудеса обращения. Иногда люди заходят в базилику случайно, потому что проходили мимо, а выходят лишь после того, как исповедуются... Случалось, что они этого не делали уже пару десятков лет, выходят со слезами на глазах, — с подобными ситуациями очень часто сталкиваются наши братья-исповедники. Часовня таинства исповеди открыта у нас ежедневно с 6.15 до 19.30, чтобы у верующих в любой момент была возможность исповедаться. Думаю, что эти чудеса обращения едва ли не самые важные, ведь порой воскресить физически мертвого человека бывает легче, чем воскресить духовно человека, погрязшего в грехах.

Сам я не часто исповедую, поскольку мои основные обязанности другие, но и я во время исповеди неоднократно встречался со случаями покаяния в очень тяжелых грехах и глубокого обращения. Ко мне на исповедь приходили убийцы, мафиози с «серьезным» опытом, и поначалу, встречаясь с таким человеком, даже в исповедальне ощущаешь беспокойство и неуверенность. Однако перед тобой предстает человек, который об этих грехах плачет. И возникает вопрос — что же заставило его пережить такое потрясение. Конечно же, это прежде всего благодать Божия. Но думаю, что и без помощи святого Антония в таких ситуациях не обходится. 

Меня это интересует все больше и больше, потому что способ воздействия святого Антония очень необычен. Мне кажется, что святой Антоний словно получил какое-то специальное «поручение». Бог словно дал в ведение Богородицы и святого Антония свой «отдел чудес». Интересно, что святой Антоний не всматривается пристально в твое лицо. Он творит чудеса не так, как Иисус. Иисус говорит - твоя вера тебя спасла. Святой Антоний, как бы предваряя веру человека, творит чудеса, и благодаря этому человек обретает веру.
Могу рассказать совсем недавний эпизод: один человек лет пятидесяти, женатый, имеющий детей, был три года назад прооперирован - у него удалили раковую опухоль и практически весь желудок. Он прошел курс лечения, и казалось, все будет хорошо. Однако во время контрольных анализов было обнаружено, что болезнь возобновилась, и его отправили на обследование, где установили, что опухоль распространилась практически на весь кишечник. Ситуация была настолько серьезная, что оперировать было поздно. Этот человек полностью вверил себя покровительству святого Антония. Долго рассказывать эту историю во всех подробностях: до болезни в течение долгого времени он не ходил в церковь, но, обретя дар веры, получил исцеление — неожиданное и быстрое. Мы не можем сказать пока, что это действительно чудо. Для официального признания чуда необходимо, чтобы исцеление было мгновенным, необъяснимым с медицинской точки зрения и - на длительный период. Человек должен обрести здоровье минимум на пять лет. Вернусь к этой истории. Тот человек не заходил даже в церковь, чтобы помолиться, но его сестра каждый день приходила в базилику, просила об усиленной молитве братьев и всех, кого здесь встречала. Сейчас этот человек сам каждый день в базилике  молится, благодарит Бога; он стал верным учеником Господа и благочестивым почитателем святого Антония. 

Можно вспомнить и другие случаи, когда особые милости были получены по ходатайству святого Антония. Сколько женщин смогли счастливо выносить ребенка, вверяя себя и своих детей его заступничеству! Сколько женщин, ожидавших годы и годы, чтобы стать матерью, получали эту благодать! И это случалось вовсе не путем искусственного оплодотворения, которое не приносило ожидаемых результатов. После многочисленных и безуспешных попыток, когда не оставалось ничего другого, кто-то говорил им: пойдите к святому Антонию, помолитесь там. Многие супружеские пары приезжают в Падую, молятся и спустя год снова появляются в базилике и просят меня совершить крещение их ребенка. Я им говорю: «Ребенка нужно крестить в вашем приходе». А они отвечают: «Но этот ребенок — дар святого Антония». И я всегда спрашиваю, как это произошло. Они рассказывают, что ждали детей 5 — — 10 лет, все безуспешно, потом с упованием обращались к святому Антонию  и получали этот дар.


Почему все-таки святой Антоний — Падуанский? Ведь в Португалии, где он родился и провел юность, его почитают как святого Антония Лиссабонского, да и в Падуе он провел неполный год своей жизни.

Мы говорим так: святой Антоний родом из Лиссабона, но он Падуанский. Он провел в Падуе всего лишь несколько последних месяцев своей жизни, даже меньше года. Вспомним Антоний прибывает в Падую, проповедует во время Великого поста 1231 года, затем переезжает в Кампосампьеро, где живет полтора месяца, и умирает 13 июня. Меньше чем через год жители Падуи отправились к Папе со свидетельствами о многочисленных чудесах, — это показательно, что именно жители города Падуи просят у Папы Римского Григория IX канонизировать Антония. И тот же Папа, который канонизировал в Сполето святого Франциска, канонизирует святого Антония — 30 апреля 1232 года. Прошло меньше года со дня смерти святого.


В каких странах вы уже побывали с мощами святого Антония?
Легче было бы перечислить страны, где мощи не были. Традиция паломничества мощей родилась в 1993 году, когда мы готовились к празднованию 800-летия со дня рождения святого Антония (оно отмечалось в 1995 году). Тогда родилась такая мысль. Святой Антоний постоянно странствовал — стоит лишь вспомнить его путешествия из Португалии в Марокко, из Марокко на Сицилию, на север Италии, во Францию. Он нигде надолго не задерживался. А после своей смерти в течение более 750 лет святой Антоний пребывает в одном и том же месте, и все паломники должны приходить к нему. А почему бы не отвезти мощи к его почитателям? Это стало возможным только после 1981 года, после вторичного освидетельствования мощей, и тогда были дополнительно взяты частицы мощей и помещены в отдельный реликварий, предназначенный для путешествий. Идея паломничества принадлежала падуанскому издательству «Messagero di S. Antonio», а конкретнее — отцу Джилио Канилю. Он взял на себя решение организационных вопросов, и эта инициатива имела огромный успех. Сначала мощи отправились в паломничество по Италии, затем  в Латинскую Америку, Канаду, Австралию, Индию, а одно из последних было повторно в Индию в прошлом году. В скором времени мы собираемся в Шри-Ланку, куда нас пригласил епископ города Коломбо. 

То есть идея заключалась в том, чтобы достичь почитателей святого Антония в тех местах, где они живут, и вместе с тем помочь в деле евангелизации данного региона. Думаю, что большая потеря — в том, что мы забыли, что вера, переживаемая только «в голове», разумом, вера, которая не касается сердца, умирает. Поэтому мы не должны отказываться от благочестия — наоборот, мы должны заботиться о его сохранении и развитии в евангельском духе. Благочестие — это неотъемлемая часть веры. Если мы лишим свою веру чувственной, эмоциональной составляющей, вера пострадает. 

Поэтому нас не должны смущать или вводить в искушение жесты благочестия. К примеру, раньше я никогда не ходил молиться к усыпальнице святого Антония и не прикасался ладонью к мраморной плите, закрывающей его гроб, как это принято. А сейчас я это делаю - народ подсказал мне такое выражение благочестия. И я теперь каждое утро, молясь, прикасаюсь к гробнице святого. Делаю я это потому, что количество людей, о которых я принял обязательство помнить в молитве, постоянно увеличивается. Сейчас в их числе также и россияне, поэтому я буду молиться и за всех вас. Более того, у меня сейчас родилась идея: как только мы вернемся в Падую, то в базилике отслужим столько Святых Месс, сколько католических общин посетили во время паломничества в Россию.
Однажды я спросил известного индийского литургиста-салезианца, каково правильное соотношение обрядов и народного благочестия. И он мне ответил: «Если в обряде отсутствует аспект народного благочестия, то этот обряд - полет над пустотой». Так что молитва, сопровождаемая благочестивыми жестами, очень важна. Здесь в России вы сохранили это в большей степени, чем мы в Италии, что показывает способ участия в богослужении. Участники Мессы в Италии привыкли во время Литургии не двигаться. Здесь я обнаружил много моментов, которые на первый взгляд могут показаться человеку западноевропейской культуры чуть ли не чрезмерной набожностью. Молитва в ризнице перед началом Мессы, молитва священников по возвращении после Мессы - у нас, к сожалению, практически утрачены. И этому мы сейчас учимся у вас. В Западной Европе Месса, к сожалению, нередко становится чем-то вроде способа самореализации, без аспекта благочестивого участия в тайне. И в таком случае все рискует оказаться пустым. В Западной Европе молитва Розария почти забыта, поклонение Святым Дарам почти отменено, процессии проводятся редко. Итак, благочестие — это очень важный аспект в духовной жизни верующего человека.


Что вы пожелаете читателям нашего журнала?
Вспомню слова святого Антония: «Каждый стоит столько, сколько он стоит в очах Господних. И ничуть не больше». Важно понять, как же именно смотрит на нас Господь.
Когда святой Антоний созерцал распятие, то видел в нем величественный знак любви Бога к человеку и из этого черпал силы. Антоний, верный последователь святого Франциска, воспринимал Крест не как орудие наказания и смерти, но как знак, через который Бог являет Свою любовь к человеку. Хочу пожелать, чтобы с помощью святого Антония каждый христианин и каждый человек доброй воли мог почувствовать на себе этот любящий взгляд Бога. Это самая большая радость, которую может обрести человек. Созерцая Крест, ты понимаешь, что бесконечно, безмерно ценен для Бога.


Беседовала Мария Таривердиева

Опубликовано в журнале "Брат Солнце" №12, 2008