В какого Бога я верю?

 Дарий Харасимович OFMConv

 

Порой наши поступки и подход к жизни базируются на ложных представлениях о Боге, и это становится одной из причин наших жизненных проблем. Ничего удивительного, ведь ложь - орудие и тактика сатаны. В истории грехопадения Адама и Евы мы видим, что сатана побеждает благодаря обману, как бы сталкивая Бога и человека, представляя Бога в качестве человеческого врага. Сатана изначально навязывает людям ложный образ Бога, и они согрешают. Сократ говорил: «Люди поступают плохо, ибо не знают, что такое добро». Переводя эту мысль на язык христианства, можно сказать, что зачастую люди грешат и живут безрадостно потому, что не знают настоящего Бога. И хотя знание и богословская подготовка не освобождают нас от грехов и слабостей, они помогают противостоять злу и не дать ему одержать над нами победу.


По своему священническому опыту я знаю, что у многих людей примерно такое представление о вечности: на небе будем все время молиться. Один из моих прихожан как-то посетовал: «Как же там будет скучно - постоянная молитва...» С чем можно сравнить наши отношения с Богом в вечности? Думаю, это будет похоже на свидание с любимым человеком - многим такие отношения знакомы из опыта собственной жизни. Когда молодой человек и девушка любят друг друга, они проводят много времени вместе и им не скучно - им даже не обязательно говорить, достаточно просто смотреть друг на друга... Нечто похожее - созерцание любви Бога и Его Самого - будет и в Царстве Небесном.


И это совсем не будет подобно тому, что происходит с нами на земле, в нашем паломничестве к Царству Небесному, в труде веры, в несении нашего жизненного креста. Сейчас молитва ассоциируется с трудом, усталостью, мы как бы пробиваемся в мир Божий через веру - и, естественно, устаем от этого. Например, устаем порой в молитве перед Святыми Дарами - это самая сложная молитва, но и самая прекрасная... В ней Бог как бы воспитывает нас для того, чтобы мы могли с Ним общаться.
Общение с Богом дается на земле с трудом, потому что в настоящий момент мы видим духовный мир «гадательно», как говорит апостол Павел. А в Божьем Царстве будет все по-другому. Чтобы определять эту ожидающую нас Божественную действительность, мы используем наш человеческий язык, во многом ограниченный, но в наших мыслях и мечтаниях о Боге нам надо стремиться выходить за рамки этой ограниченности.


Однажды моя знакомая спросила: «Откуда вы знаете, что будет в Божьем Царстве? Почему вы, христиане, говорите, что там будет вечная любовь?» Иначе и быть не может, ведь Бог есть любовь. Глядя на любовь человеческую, бескорыстную, прощающую, полную тепла и добрых чувств, - а ее Бог сотворил только как образ будущего, - представьте, как будет в Царстве Небесном! Если самый близкий нам человек - мама, отец, или муж, или жена - любит нас так, если такая любовь существует, то каков же Сам Бог, сотворивший моих близких, чтобы помочь мне жить на земле... Мама и папа - это только образ Бога.
Надо отбросить наши мифы, фальшивые представления о Боге, и это нам очень поможет. Иисус говорит: «Истина сделает вас свободными». В разговоре с самарянкой Он восклицает: «О, если бы ты знала дар Божий и знала, Кто тебе говорит - дай мне пить!» В этих словах я ощущаю призыв Иисуса Христа, обращенный и к нам: «Стремитесь узнать Бога - Кто Он такой». Многие святые считали, что если бы мы знали, кто есть Бог и какова Его любовь, мы бы не согрешали.


Христианство - религия Богоявления. Бог хочет явить Себя нам: Христос стал человеком не только для того, чтобы нас искупить, но и чтобы мы познали Бога. Этот момент познания Бога, о котором Христос говорит нам в Своем учении, очень важен.
В Евангелии от Иоанна мы читаем, как Христос исцеляет слепого и, встретив его вновь, спрашивает: «Веришь ли в Сына Человеческого?» Исцеленный Ему отвечает: «А Кто Он такой, чтобы я в Него верил?» Иисус говорит: «Это Я, который тебя исцелил». Мы постоянно должны задавать себе подобный вопрос: «В какого Бога мы верим?» Может, наши проблемы и трудности возникают из-за того, что у нас ложный образ Бога?


Давайте рассмотрим некоторые часто встречающиеся заблуждения в отношении религиозной жизни, Бога и нас самих.
Набожные христиане порой рассуждают так: «Я служу Богу, исполняю Его заповеди, стараюсь следовать Евангелию. И в вечности Он меня непременно наградит за это». Как мы представляем себе эту награду? Нечто абстрактное: спокойствие, мир, счастье... Однако не думаем, что этим счастьем, миром и наградой будет Сам Господь. Мы подходим к делу несколько корыстно, словно заключаем с Богом договор. Такой подход - ловушка, ведущая в тупик, потому что Бог мечтает о личностных отношениях между нами - между Творцом и Его творением. Он Сам хочет быть наградой для нас. Эта награда - пик счастья человека, единственное, что может нас удовлетворить.


Еще одно суждение: «Бог любит всех людей, в том числе и меня». Вроде бы все правильно... Однако здесь содержится только часть правды. Совершенство Бога прежде всего касается Его любви. Он любит каждого из нас как единственного, как если бы я один существовал на этой земле, потому что каждый из нас - неповторимая индивидуальность. Помню, как в шестнадцатилетнем возрасте, переживая кризис веры, я почти кричал Богу: «Не хочу, чтобы Ты любил всех и меня в том числе, я хочу Твоей индивидуальной любви!» Язык и образы Песни Песней показывают, к чему мы должны стремиться в постижении Бога и в осознании личностных неповторимых взаимоотношений с Ним. Бог в своем совершенстве любит нас индивидуальной, не имеющей себе равной, неповторимой любовью.


Следующее распространенное представление: «Бог наказывает нас за зло и неправильные поступки». Часто мне приходится слышать подобный вопрос: «Отец, я вот заболела, в чем я согрешила?» Такая точка зрения совершенно не согласуется с любовью Бога. Правильнее сказать, что Бог нас воспитывает, а не наказывает. Мы согрешаем, отдаляемся от Бога, совершаем неправильные поступки... Любящий нас Бог будет что-то делать, дабы мы заметили свою ошибку и вернулись к Нему. Он поступает подобно родителям, которые могут быть строги с неправильно ведущим себя ребенком, но все это из-за любви, ради его же блага...


Довольно часто встречается такое ложное представление: Бог «собирает» наши хорошие поступки, чтобы потом решить - дать или не дать нам в награду Свое Царство. Ангелы Божьи якобы внимательно наблюдают за человеком на земле, все это «записывают», и в день Страшного суда будет произведен чисто арифметический расчет, по итогам которого решится: будешь ты спасен или нет.
Божий подход к человеку совершенно иной. Наше спасение - это исключительно дар Божьего милосердия, данный нам вовсе не потому, что мы совершили должное количество хороших поступков. Мы, конечно же, должны «собирать» хорошие поступки, но не с целью «заслужить» Царство Небесное, а ради подражания Христу. Он просит нас об этом, ибо желает для нас полноты жизни. Иисус Сам так прожил Свою жизнь, а мы призваны быть похожими на Него - Он для этого нас сотворил. Пусть хорошие поступки станут следствием нашей любви ко Христу, желания жить по Его Слову.


Бог, конечно же, не отвергает человека, который в основу отношений с Ним кладет корыстный расчет и рассуждает так, как мы описали в этом и в первом случае: «Буду исполнять заповеди - попаду в Царство Небесное». Однако Бог будет «работать» над изменением неверного представления этого человека о Себе, посылать ему кризисы веры. Пока Бог позитивно отвечает на молитвы такого человека, дает просимое - все хорошо. Однако достаточно Ему один раз сказать «нет», чтобы вся система представлений такого верующего о Боге рухнула.


И вот разочарованный человек думает: «Где же Бог? Я Ему верно служил, а Он мне ничего не дал. Я заплатил, а мне не дали товара...» Таков язык современного мира. Однако христианство - нечто совершенно иное! Бог хочет, чтобы Он Сам был для нас всем и мы любили Его вне зависимости от Его подарков, ради Него Самого. И Бог взращивает в нас такую зрелость веры. Ведь Он готовит для нас вечность с Ним Самим, которая есть счастье, истина, жизнь, радость, наслаждение... Как повторял святой Франциск: «Ты красота, Ты кротость, Ты оплот, Ты покой, Ты радость, Ты успокоение, Ты все необходимое богатство наше».


Молодым людям Бог иногда кажется «занудой», вечно требующим от них правильного поведения - эдаким строгим стариком с седой бородой. Это еще один вариант примитивного представления о Боге, не имеющий ничего общего с действительностью. Давайте вообразим себе самого привлекательного, интересного человека на земле, яркую личность, за которой идут толпы молодежи... Если Бог такого человека мог сотворить, насколько же удивительнее и привлекательнее Он Сам...
Вот еще несколько заблуждений, характерных для сознания современного человека: Бог бессилен в отношении зла, зло в мире побеждает, а Бог слабее и не проявляет Себя... Бог где-то вне нас, Он не имеет влияния на нашу жизнь... Бог - Творец, но не Отец, то есть Он не заботится о нас... Добро и зло якобы равны по силам, их вечная борьба необходима для существования мира.Такого рода идеи можно найти, к примеру, в популярном сегодня фильме «Ночной дозор». Подобные взгляды в корне противоречат основополагающим истинам христианства.


Вернемся к образу влюбленных: они готовы бесконечно смотреть друг на друга, всегда быть вместе. Это их «вечность на земле». Вот таких отношений Бог хочет с человеком. Счастье, к которому мы призваны, - и в вечности, и здесь, на земле, - не что-то вне Бога, а только Он Сам!
Любовь к человеку - лишь инструмент, предназначенный для того, чтобы помочь нам прийти к Богу. Поэтому супружество - это прежде всего совместный путь к Богу, а не что-то самодостаточное. Отношения между мужем и женой - это образ отношений между Церковью и Христом.
Любовь человеческая направляет нас к сердцу Бога, учит любви к Нему. Если я полюбил кого-то на земле, Бог пытается этим подготовить мое сердце для любви к Нему Самому. Вы уверены, что ваш возлюбленный прекрасен, - задумайтесь, как же прекрасен Бог... У того, кто никогда не страдал из-за любви человеческой и никогда не чувствовал креста любви вообще, могут сложиться неверные представления и о любви к Богу.


Отношения с Богом - это вовсе не ряд заповедей, которые мы должны исполнить, или какие-то действия и обряды. Все это лишь инструменты. Суть христианской жизни - наше соединение с Богом в любви. Это идеал, к которому мы призваны постоянно стремиться... Если я не принимаю Бога как Единственного, для кого я живу, то я пока далек от истины в отношениях с Ним.
И в заключение еще об одном ложном представлении. Некоторые считают, что Бог приглашает к святости лишь избранных и дает им такие способности и дары, благодаря которым они могут стать святыми. Истина же в том, что каждый из нас призван к святости. Небо - это общение святых, каждый будет святым. Не может такого быть, что для одного Бог окажется всем в небе, а другой будет заниматься «своими делами», и Бог для него отодвинется на второй план. Все будут восхищены Богом, Он станет Единственным, станет всем для нас.


На пути к этому нам предстоит отбросить ложные представления о Боге и увидеть Его таким, каков Он есть... Святые на земле - это те, для кого Бог - всё во всём, они уже преодолели путь к Нему и готовы для Царства Небесного, что подтвердили своей жизнью и любовью.
Бог не станет мириться с нашими ложными представлениями о Нем и сделает всё, чтобы разрушить ложных богов: «Да не будет у тебя других Богов пред лицем Моим». С учетом нашей ситуации, зрелости, жизненного положения Он будет уничтожать эти фальшивые опоры. Может, ты уже привык к отношениям с Богом по типу «ты - мне, я - тебе», а Он в один прекрасный момент скажет: «Ты молился, а Я не исполнил, не дал тебе просимое, чтобы ты не думал, что Я - какое-то подобие супермаркета».
Человек переживает в таких случаях кризис, но это кризис Божественный, освобождающий от неверных представлений о Боге - «добром дяде», отвечающем на все наши молитвы, Боге - «супермаркете», в котором ты взял все необходимое и ушел обратно в свою жизнь. Бог не желает быть инструментом, Он хочет быть нашей любовью, нашим Женихом, всей нашей действительностью.
И если Бог увидит, что человек стремится к таким отношениям с Ним, тогда начинают происходить чудеса... У Бога уже не будет причин, чтобы ограничивать Свою благодать. Святая Тереза Младенца Иисуса имела такой зрелый образ Бога, что Он на каждую мелочь в ее желаниях отвечал: когда ей захотелось, чтобы в день ее обетов шел снег, в сентябре во Франции пошел снег... Однако Бог и ее очищал: перед смертью святая Тереза подвергалась страшным искушениям, ей казалось, что Бога не существует, Царства Небесного нет. Она в это время жила во тьме, но постоянно говорила: «Я в Тебя верю, на Тебя уповаю...» Разными путями ведет нас Бог к чистейшей, единственной любви к Нему...