Серафим и Архангел – Франциск и Антоний. Два образа монашеской жизни

В рамках Дней посвященной Богу жизни, проходивших в Москве 2 – 3 февраля, о. Алессандро Ратти OFMConv. из Падуи прочитал доклад на тему «Серафим и Архангел – Франциск и Антоний. Два образа монашеской жизни».

В первой части доклада он поделился размышлениями св. Бонавентуры о монашеской жизни. Вплоть до XII века жизнь монашеская считалась подобной жизни ангельской. Ее отличали стабильность, молитва и созерцание. Эта жизнь подразумевала общинную изоляцию от людей и всего повседневного для созерцания небесного. Когда в XIII появляются францисканцы, то их монашество имеет иной характер: они не уходят от мира, проповедуют, находятся в непосредственном контакте людьми.

Бонавентура, оправдывая образ жизни братьев-францисканцев, не отрицает понимание монашества как «ангельского образа жизни», но углубляет это понимание, основываясь на исследовании того, какие действия совершают ангелы в Библии: они не только созерцают Бога, но также исцеляют и несут Благую весть. Используя образ лестницы Иакова, Бонавентура обращает внимание на то, что ангелы как восходили к Богу, так и нисходили на землю. Этим он обосновывает новый тип монашеской жизни – одновременно созерцательной и деятельной. «Братья-ангелы» тоже призваны как восходить к Богу и созерцать Его, так и нисходить – активно участвовать в жизни, быть с людьми.

Рассказ о. Алессандро сопровождался показом слайдов с фресками и иконами, подтверждавшими основные мысли доклада. Особенно интересные иконографические образы были представлены во второй части доклада, где сравнивались черты св. Франциска Ассизского и св. Антония Падуанского. На многих фресках Франциск и Антоний предстают как два ангела, стоящие по обе стороны от Богородицы с Младенцем Иисусом. Однако они имеют разные характеры.

Франциск, желавший быть маленьким, смиренным и нищим, как Иисус, уподобляется Ему. Его сравнивают с Серафимом – ангелом, полным любви, который столь захвачен созерцанием Бога, что не может оторвать своего взгляда от Него. Но хотя Франциск возведен в серафическое достоинство, в нем не угасает желание спасать людей. На восточных иконах распятый Христос изображался в образе Серафима.

Антоний часто изображается с веткой лилии – это атрибут Архангела. Антоний – это святой, который возвещает особую весть через чудеса. Благодаря этим чудесам каждый человек может поверить, приобщиться к Богу. На картине Джованни Андреа Сирани XVII века св. Антоний изображен с ангелом-хранителем. Как известно, ангелы-хранители тоже были в особой близости с людьми. Интересна статуя св. Антония, где его руки держат охапку писем с просьбами о заступничестве.

Если Франциск – это движение восходящее – крылатый Cерафим, сораспятый Христу, то Антоний – это нисходящее движение, обращенность к людям. Иисус привлек Франциска, и он стремится к горнему. Антоний же изображается с Младенцем Иисусом – это тема воплощения, нисхождения Бога к людям. Пустынь для Франциска – это то место, в котором он пребывает и к которому стремится (вплоть до обретения стигматов на горе Ла Верна). Для Антония скит в Монтепаоло – это место, откуда он уходит для проповеди. Братья призваны подражать и св. Франциску в его созерцании и уподоблении Христу, и св. Антонию в его деятельности и помощи ближнему.

Полный текст доклада о. Алессандро Ратти будет опубликован в ближайшем номере альманаха «Брат Солнце».