Франциск глубоко переживал тайну Рождества Христова. В 1223 г. он устроил в Греччо рождественскую мистерию. На склоне крутой горы в пещере сделали ясли, туда же привели вола и осла, установили алтарь, на котором священник во время рождественской ночи принес Святую Жертву. Франциск, будучи диаконом, произнес во время Мессы вдохновенную проповедь.
Из “Первого жития” Фомы Челанского:
Высшей его целью, главным желанием и планом, исполняемым всю жизнь, было проповедовать всем святое Евангелие, во всем соблюдать его заветы и следовать по стопам учения Господа нашего Иисуса Христа в неусыпном бодрствовании, в постоянном усердии, всей душой и всем жаром сердца. В глубочайшее размышление он погружался, вспоминая Его слова и в пристальном раздумьи перебирал Его деяния. Особенно же занимали его мысли смирение Воплощения и любовь,явившаяся в Страстях, так что едва ли он желал думать о чем бы то ни было другом.
Потому и следует вспомнить – и не просто вспомнить, но и почтить достойным воспоминанием – то, что он сделал за три года до своей блаженной кончины в селении, называемом Греччо, в день Рождества Господа нашего Иисуса Христа.
Был в той земле человек по имени Иоанн, доброй славы, но еще лучшей жизни, и его св. Франциск отличал особой любовью, тем более, что тот, будучи в этих местах одним из самых знатных и уважаемых людей, презрел благородство плоти и посвятил себя благородству души. И вот блаженный Франциск позвал его к себе примерно за две недели до Рождества Господня, как и раньше он нередко призывал его, и сказал ему: “Если ты хочешь, чтобы в этом году мы праздновали Рождество в Греччо, поспеши все приготовить, и то,что я тебе укажу, укрой тщательно. А именно, я хочу отпраздновать рождение того Младенца, который родился в Вифлееме, хочу вспомнить тяготы его первых дней,когда Он положен был в ясли, и плотскими очами увидеть, как это Он лежал на сене, а рядом стояли вол и осел”. Выслушав все это, тот человек, добрый и преданный, побежал скорее и в указанном ему месте подготовил все, что велел ему святой.
И вот приближается день радости, настает время ликования! Из разных мест созваны братья; прибывают люди, жившие в этой земле, неся – каждый по своим возможностям – свечи и факелы,чтобы осветить ночь, в которую воссияла ярчайшая звезда, осветившая все дни и времена. Прибывает, наконец, Франциск, обнаруживает,что все уже готово, и сияет от радости. Тогда приготавливают ясли, несут сено, ведут вола и осла. В этой трогательной сцене сияет евангельская простота, возвеличивается бедность, являет себя смирение, и Греччо обращается в новый Вифлеем.
Эта ночь светла, как день, и сладка и для людей, и для животных. Собрается народ, и ликует доселе невиданной радостью, приветствуя необычайную тайну. Роща наполняется голосами, и грандиозные скалы вторят эхом праздничным хорам. Братья поют, воздавая должную хвалу Богу, и кажется, вся ночь откликается ликованием.
Святой Божий замирает перед яслями, воздыхая, в благочестии своем сокрушенный и дивной радостью преисполненный. Затем священник служит торжественную Евхаристию у вертепа, и он наслаждается утешением, какого не испытывал ранее.
Франциск облачился в одеяние диакона, ибо он и был диаконом, и звучным голосом поет Евангелие. И голос его, мощный и сладостный, ясный и звучный, пробуждает во всех желание оказаться в небе. Затем он проповедует обступившему его народу, и словно мед льются его речи о рождении нищего Царя в малом городе Вифлееме. И часто, желая произнести имя Иисуса, вместо того, воспылав чрезвычайной любовью, именует Его ” Вифлеемским Младенцем”, растягивая слово Bethlehem так, что звук этот кажется похожим на овечье блеяние, отчего наполняются сладостьюне только его уста , но и души всех. И всякий раз, когда он говорил “Вифлеемский Младенец” или “Иисус”, он облизывал губы, словно отведывая и сглатывая сладость этих слов.
Там вновь обнаруживаются с преизбытком дары Всевышнего, и одному из присутствующих, мужу добродетельныму, было видение. А именно: привиделось ему, будто в яслях лежит совсем маленький мальчик и вроде бы неживой; а святой Божий, склонившись над ним, пытается разбудить его, чтобы тот очнулся от глубочайшего сна. И вовсе не далеко от истины было это видение, ведь младенец Иисус, которого забыли многие сердца, по милости самого Младенца и через раба его, святого Франциска, воскресал в них, и воспоминание о Нем оставалось глубоко запечатлено в их памяти.
Когда завершилось это торжественное бдение, каждый вернулся к себе домой, будучи исполнен насказанной радостью.
А сено, лежавшее в яслях люди сохранили, ибо через него Господь Бог, умножая милость свою, исцелял скот и прочих животных. И поистине случилось однажды, что в соседних областях множество скота было поражено различными болезнями, но, поев этого сена, полностью избавилось от этих недугов. Более того, даже некоторые женщины, если случались у них тяжелые и затяжные роды, просили подложить им пучок этого сена, и тогда рождали благополучно. Подобным образом многие – как мужчины, так и женщины – обретали желанное исцеление.
Ныне это место посвящено Господу, а на месте яслей соорудили алтарь и построили Церковьв честь св. Франциска, чтобы в том самом месте, где животные ели траву, теперь люди, ради спасения души своей и тела, питались плотью непорочного и чистого Агнца – Господа нашего Иисуса Христа, Который из безграничной любви предал Себя самого за нас. Он с Отцом и Сыном и Духом Святым живет и царствует прославленный во веки веков. Аминь.