Святая Елизавета Венгерская, покровительница францисканцев-мирян. 1207 (Венгрия) — 17.11.1231 (ныне Германия)
Имя Елизавета, которое по-еврейски означает «полная Бога» стало пророческим провозвестием её сияющего будущего, осветило не только Средневековье. Её святость, основанная на фундаменте евангельского милосердия, бедности и радости, остаётся источником живой надежды и в наше время. Она стала небесной покровительницей францисканцев-мирян.
Гений сердца – так коротко можно было бы охарактеризовать удивительный образ святой Елизаветы Венгерской, покровительницы францисканцев-мирян. Её можно сравнить с нашей современницей бл. Терезой Калькуттской.
Св. Елизавета родилась в Венгрии в 1207 г., в королевской династии Арпадов, которая дала св. Стефана, св. Эмерика, св.Владислава, а также была связана и по крови, и по духу со св. Ядвигой Силезской, св. Кингой, бл. Саломеей, бл. Иолантой. Сестра Иммакулята Адамска OCD в биографии Елизаветы пишет, что святая хорошо знала грехи своей эпохи и чувствовала себя обязанной, вопреки образу жизни своего сословия, живущего в гордыни и роскоши, приобщится к жизни нищих, выброшенных на обочину жизни, чтобы возвратить каждому человеку своей эпохи достоинство детей Божиих.
Жизнь св. Елизаветы проходила в эпоху Средневековья, время строительства великолепных кафедральных соборов, когда жили великие люди: св. Франциск Ассизский, св. Клара, св. Доминик, св. Альберт Великий, св.Людовик Французский. Это также эпоха крестовых походов, и беспрестанно продолжающейся битвы ада с Небом, зла со святостью, борьбы на смерть и жизнь каждого с каждым. Преступления, невежество, грубость, упадок морали господствовали даже в Церкви. Какая смелость требовалась от Франциска, Клары, Людовика, Елизаветы, Саломеи, Кинги и других святых той кровавой эпохи, чтобы просветить ее лучами своей святости!
С самых малых лет, как в Венгрии, так и в Тюрингии, Елизавета жила в религиозной атмосфере, проникнутой францисканским духом. Её старший брат король Бела IV и его супруга Мария Ласкарис были францисканскими терциариями, также как и её младший брат Коломан со своей женой бл. Саломеей. Согласно хроникам, её первыми словами были слова молитвы, а её первыми делами были дела милосердия. С 1211 г. родным домом для св. Елизаветы стал замок Вартбург, где её готовили для роли будущей жены маркграфа Тюрингского Людвига IV. Елизавета желала жить полнотой Евангелия, в противоположность тому, что видела при дворе: несоответствие формы и содержания, моральных принципов с поступками. Очень часто читала и слушала о Боге, Матери Божией и святых. Особым образом почитала св. Иоанна Евангелиста за его девственную чистоту. Воспитывала свою воля путём разнообразных умерщвлений плоти и часто милосердно служила самым бедным.
Елизавета совершенствовалась в смирении, часто её религиозность приносила её неприятности. Биографы св. Елизаветы в качестве примера её смирения приводят события, которые произошли в Торжество Успения: София, её дочь Агнесса и Елизавета, великолепно одетые, все в золоте и драгоценных камнях, заняли свои места в церкви. Елизавета сняла свою корону, поставила в сторону и надела опять только после богослужения. Когда же София выразила своё неудовольствие, Елизавета сказала: «Как же я, жалкое, из праха созданное творение, могу горделиво стоять в короне пред Ликом Бога моего и Царя Иисуса Христа, увенчанного терновым венцом?!»
Набожность Елизаветы привела к тому, что София и весь двор предлагал ей вступить в монашеский Орден, но она осталась верной своему призванию к Супружеству, и это помогло её перенести клевету, осуждение и упрёки, на которые не скупились придворные, София и Агнесса.
Людвигу также советовали отказаться от брака с Елизаветой и отослать её в Венгрию. Людвиг указал на гору, которая возвышалась перед ним и поклялся: « Даю слово, что если бы эта гора была от подножия до вершины из золота и она должна была бы мне принадлежать при условии, что я отошлю Елизавету, то скорее от этой горы бы отказался, чем от союза с ней. Люблю её, и брак с ней ценю больше всего на свете».
Людвиг также защищал Елизавету от нападок своих родственников.
В 1221 г. Людвигу исполнилось 18 лет и он был посвящён в рыцари в церкви св. Георгия в Айзенахе. А в 1221 г. в замке на Вартбурге состоялось его Венчание с Елизаветой. Людвигу тогда было 20 лет, Елизавете 14. Людвиг был уравновешен и мудр, всегда держал слово, был смел в бою, милосерден, ежедневно участвовал в Мессе, куда бы ни приезжал, прежде всего, посещал дома бедных людей.
Елизавета не уступала Людвигу. Наиболее характерной её чертой было постоянное доброе расположение духа, всему отдавалась она целым сердцем, а мужа любила более всего на земле. Супруги взаимно дополняли друг друга. Он был мужественным и рыцарственным, она – женственной и нежной.
Однажды Елизавета привела в замок прокаженного и, так как не нашлось другого места, положила несчастного на постель Людвига, который отсутствовал в той время. София увидела это, и когда Людвиг вернулся, сказала ему: «Вот, посмотри, кого твоя Елизавета положила на твою постель!» Людвиг приподнял одеяло и увидел Христа Распятого!
Во время голода супруги раздавали у замка на Вартбурге хлеб. Холодной зимой Елизавета сама отвозила дрова бедным людям. Людвиг и Елизавета ревностно следили за соблюдением справедливости в своём графстве.
В 1222 г., в неполных 16 лет, Елизавета родила сына, затем дочь Софию, в 1227 г. — Гертруду. Младшей дочери Людвиг уже не успел увидеть. Он умер 11 сентября 1227 г., во время крестового похода, имея неполных 27 лет. Когда Елизавета узнала о смерти мужа, то в слезах повторяла: «Умер для меня мир и радости его!»
Оставшиеся четыре года жизни Елизаветы стали непрекращающимся крестным путём. В 1224 Елизавета впервые встретилась с братьями меньшими, которых св. Франциск прислал в Германию, помогла им основать монастырь в Айзенахе. Брат Роджеро показал ей францисканский идеал и вёл её во францисканскую духовность.
Подражание Христу бедному, смиренному и милосердному, жизнь по примеру Ассизского Бедняка стали основами её внутренней формации. Елизавета стала францисканской терциаркой. По легенде, св. Франциск прислал ей свой нищенский плащ в знак духовного покровительства. Когда после отъезда брата Роджеро её духовником стал магистр Конрад из Марбурга, который был исполнен совсем не францисканского духа и даже бил святую палкой, Елизавета оставалась верной своему францисканскому пути до смерти.
Елизавета осталась верной своему мужу и после смерти: она отказалась от нового брака симператором Фридрихом.
Она полностью посвятила себя делам милосердия среди самых бедных, Основала в Марбурге больницу св. Франциска. Часто впадала в экстаз, была одарена даром слёз, мистического единения с Иисусом.
17 ноября 1227 г. св. Елизавета отошла ко Господу. Незадолго до смерти из комнаты, где лежала больная Елизавета, услышали пение. «Это птички своим пением побудили меня воздать хвалу Господу», сказала святая.
Св. Елизавета была канонизирована Папой Григорием IV 1235 г. в присутствии паломников из многих стран.
Кроме третьего францисканского ордена, есть еще несколько монашеских конгрегаций, занимающихся благотворительной деятельностью, считающих ее своей покровительницей. Ряд их носит ее имя.
Сергей Колесников, Московская община Третьего Францисканского Ордена (мирян)