• Российская францисканская община рада приветствовать вас!

    На нашем портале вы сможете познакомиться со святым Франциском Ассизским и основанным им в 1209 году монашеским орденом, с францисканской духовностью, с историей и деятельностью францисканцев в России.

15 сентября — св. Екатерина Генуэзская

Екатерина родилась 5 апреля 1447 года в знатной семье в Генуе (Италия). Ее отец принадлежал к роду Фиески (Fieschi), правившему Генуэзской республикой вместе с еще тремя столь же влиятельными семействами. Фиекси всегда были сторонниками папской власти и стремились поддерживать Церковь. Этот род подарил Италии 72 кардинала и двух Пап.

Купцы Фиески упоминаются в летописях еще в раннем Средневековье. Им принадлежала область Лаванья в Лигурии, а в последствии они принесли вассальную присягу императору Священной Римской империи. С XI века, начиная с Уго, все представители этого семейства носят не только титул графов Лаваньи, но и фамилию Фиески. В 1243 году его сын Синибальдо был избран Папой Римским. Иннокентий IV правил одиннадцать лет и за это время могущество рода Фиески заметно усилилось. Вторым представителем рода Фиески, занимавшим кафедру св. Петра, был Андриан V. Правда, будучи избранным, он не дожил до церемонии введения в сан.

К середине XV века род Фиески распространял свое могущество не только на итальянские земли, но и влиял на политическую ситуацию на Сицилии, а также во Франции. Отец Екатерины, будущей святой, Джакомо, был адмиралом и вице-королем Неаполя. Он был женат на Франческе ди Негро. Она происходила из богатого и влиятельного генуэзского рода, но не столь могущественного, как Фиески. Ее отец, Сигизмунд, торговал во Франции и имел дела в Сицилии. Вероятно, это и повлияло на выбор Джакомо невесты. В этом браке родилось пять детей. Екатерина была самой младшей. Она была совсем крохой, когда Джакомо умер. Франческа дала дочери прекрасное образование, соответствовавшее ее положению в обществе. Большое внимание уделялось и воспитанию детей в вере. В хрониках одного из женских монастырей Генуи можно найти запись о пребывании там девочек из семейства Фиески. В последствии две сестры Екатерины стали монахинями-бенедектинками. А сама Екатерина в шестнадцатилетнем возрасте была выдана замуж.

Джулиан Адорно был старше Екатерины. Он уже побывал на Ближнем Востоке, был военным и занимался торговлей. Принадлежность к знатному роду делала его хорошим женихом для младшей дочери Фиески. Но первые пять лет супружества были для Екатерины полны тоски и одиночества. Джулиан без всякого уважения относился к своей молодой жене. Мог в порыве гнева поднять на нее руку. А причин для срывов было достаточно. Джулиан, заядлый игрок и мот, быстро тратил то, что удалось заработать службой на Востоке и принялся за приданное жены.

Когда Екатерине исполняется двадцать один год, она решает круто изменить жизнь. Вероятно, для того, чтобы стать ближе к мужу. Екатерина начинает водить знакомство с женщинами, ведущими свободный образ жизни, участвовать в пирах и вечеринках, вести разгульный образ жизни, подобный тому, что вел ее супруг Джулиан.

Проходит еще пять лет и Екатерина заболевает. Три месяца не встает она с постели и тогда, 20 марта 1473 года, обращается с молитвой к св. Бенедикту. В ответ на страстную мольбу Екатерину приходит навестить ее сестра, монахиня-бенедектинка, которая предлагает молодой женщине сходить на исповедь к духовнику их обители.

Как только Екатерина опустила на колени в исповедальне, луч Божественного света пронзил ее сердце. Она увидела все свои грехи и пережила глубокое раскаяние. Священника в этот момент не было. Он отлучился на пару минут. Когда же он вернулся в исповедальню, то нашел там Екатерину в полуобморочном состоянии, что-то бессвязно бормотавшую о том, что ей срочно нужно вернуться домой.

Придя домой, Екатерина забилась в самую дальнюю комнату. В молитве Бог открыл ей Свою огромную любовь и прощение. Потом ей было видение страдающего Иисуса, несущего крест…

Через несколько дней Екатерина вернулась в храм бенедектинского монастыря и приступила к таинству исповеди. С этого момента для нее началась новая жизнь. Она стала много молиться и каждый день, что было большой редкостью для конца XV века, приступала к Причастию. Кроме того, ее стали посещать видения.

«Двадцать пять лет, — пишет Екатерина, — я жила рядом со Христом, доверяясь только Ему и насыщяясь только Им». Прошло много лет, прежде чем ей удалось встретить священника Каттанео Маработти, который поддерживал ее на духовном пути. До этого она скрывала свои видения, к этому ее побуждало глубокое смирение. Пожалуй, только от мужа не удавалось ей скрыть внезапные экстазы. Каждый раз он подвергал Екатерину насмешкам, но ее это нисколько не беспокоило. «Я вся утопала в Божьей любви», — писала она.

Желая искупить свои грехи, Екатерина отправилась помогать бедным в генуэзскую больницу Памматонне. Свое название она получила от греческого слова pamathlon. Некогда здесь находился стадион, где тренировались римские атлеты, а в эпоху Средневековья на поле, оставшемся незастроенным, собирались генуэзские лучники. И только в начале XV века стараниями нотариуса Бартоломео Боско в Памматонне появилась больница для бедных.

Боско был богатым и уважаемым человеком, поэтому не только сам внес значительную сумму на строительство, но также привлек других состоятельных горожан к помощи больнице. В 1471 году сенат Республики Генуя постановил перестроить здание, придав ему крестообразную форму, а также объединить под одной крышей все городские больницы, которые раньше были разбросаны по окраинам. Рядом с больницей была построена церковь Благовещения, опекать которую пригласили францисканцев.

Здесь Екатерина и познакомилась с францисканской духовностью. Она начинает свою деятельность в больнице как простая санитарка, моет полы, убирает за пациентами. Но постепенно ее самоотверженность и доброе отношение к людям стало привлекать других сотрудников. Вокруг Екатерины образовалась целая группа последователей. Они уделяли много времени молитве и в то же время с любовью и уважением ухаживали за больными.

Тем временем муж Екатерины, Джулиан, растратил семейное состояние. Ему даже пришлось продать дом. Видимо, это и привело к тому, что он оставил разгульную жизнь, а в последствии, вдохновленный примером жены, присоединился к Третьему францисканскому ордену.

В 1493 году на Геную обрушилась эпидемия чумы. Это было трудное время для всех сотрудников больницы. Екатерина вдохновляла их своим примером и самоотверженным служением. Через три года умирает и Джулиан, оставив на попечении Екатерины свою внебрачную дочь.

Все это время Екатерину посещают видения. Так она видит посмертную участь душ и чистилище. Она описывает его не как некое место, что было характерно для той эпохи. В ее трудах чистилище предстает как внутренний огонь, очищающий изнутри. Путь очищения приводит к общению с Богом. Основываясь на собственном пути покаяния, Екатерина пишет о боли, испытываемой от осознания собственных грехов и от встречи с бесконечной любовью Бога. «Душа, — пишет Екатерина, — когда она предстает перед Богом, все еще привязана к свои страстям и желаниям, которые рождаются от связи со грехом. И она не может созерцать Бога. Бог настолько чист и свят, что душа, испорченная грехом, не может находиться в присутствии Его величия».

Екатерина умирает 15 сентября 1510 года от физического истощения. Казалось, словно огонь, всю жизнь горевший внутри, поглотил ее. Екатерину похоронили на больничном кладбище, но через восемнадцать месяцев тело было решено перезахоронить в церкви. Оказалось, что ее мощей не коснулось тление. В 1960 году специальная комиссия подтвердила, что тело святой нетленно.

В 1737 году папа Климент VII причисли Екатерину Генуэзскую к лику святых. День памяти — 15 сентября.

Анна Гольдина

Календарь святых францисканцев-мирян

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *